Педагоги «Орлят России» определили роль старшеклассника-наставника в Программе

5 ноября 2024

В ВДЦ «Орлёнок» в рамках II Всероссийского форума учителей Орлят России прошла панельная дискуссия, на которой обсудили роль и потенциал старшеклассников-наставников в Программе.

Педагоги «Орлят России» определили роль старшеклассника-наставника в Программе — фото 1
На данный момент в программе «Орлята России» действуют более 45 тысяч подростков. Они выступают старшими товарищами для юных орлят и помощниками для учителей начальных классов в ходе реализации событий. Программа предусматривает методические рекомендации по взаимодействию педагогов и старшеклассников по каждому треку. Однако роль наставников в воспитательном процессе часто вызывает вопрос у представителей педагогического сообщества – как правильно организовать взаимодействие, чтобы это принесло эффективный результат для учителей, младших школьников и самих подростков? Именно этому была посвящена панельная дискуссия «Роль старшеклассника-наставника в программе «Орлята России».

«Само мероприятие масштабное, оно даёт всем участникам – учителям начальных классов, советникам, педагогам вузов, посмотреть на всю эту систему и увидеть взгляд со стороны. Мы что-то переняли из того, что сегодня услышали. И очень хочется надеяться, что выдвинутые идеи будут донесены и реализованы во что-то действительно правильное и целостное. Будем надеяться, что школы в это включатся. Сегодня здесь такие активные педагоги! Это отдельный «бальзам для души», что из таких рук выйдут дети, которые потом пойдут учиться к нам в вуз. А мы уже вернём их обратно в ту среду, где их радостно будут ждать коллеги», – сказала Елизавета Изотова, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского, кандидат психологических наук.

В начале мероприятия участникам предложили порассуждать, продолжив фразу «Старшеклассник наставник – это…». Прозвучало множество ответов, среди которых были: ориентир успешности, пример отношения к ценностям, друг младших школьников и учителя, смена для педагогов и другие.

Далее работа приобрела более значимый характер – участников панельной дискуссии разделили на семь групп, каждая из которых получила свою тему для обсуждения: «Роль администрации школы в организации деятельности старшеклассника-наставника», «Возможная модель работы со старшеклассниками-наставниками», «Какой результат наставничество даёт для: младшего школьника, родителей, школы?», «Роль базового вуза в работе старшеклассников-наставников» и другие. По истечении заданного времени каждая группа представила результаты своей работы коллегам и специалистам ВДЦ «Орлёнок».

«Хочу сказать, что командная работа всегда обогащает. У тебя есть свои мысли, но когда ты работаешь в команде, получается объемное представление. Каждый высказывает своё мнение и из этого получается такая цельная картинка. Это очень здорово, и мы в очередной раз в этом убедились! И сама атмосфера прекрасная – мы уже все познакомились, с удовольствием слушаем друг друга. И в результате получается вполне продуктивный процесс», – поделилась Ольга Димова, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения Благовещенского государственного педагогического университета.

Участниками дискуссии было предложено большое количество идей по взаимодействию школы, вуза и старшеклассников-наставников. Лучшие из них будут рассмотрены методистами программы «Орлята России» на предмет дальнейшей их реализации.

Среди озвученных идей были: создание «орлятских переменок», организация отдельной школы старшеклассников-наставников, разработка программы повышения квалификации для учителей начальных классов, в рамках которой будет проходить обучение работе со школьниками подросткового возраста, формирование системы поощрения наставников при поступлении в вузы и т.д.

Интересным форматом выступления стали написанные педагогами эссе от лица старшеклассника-наставника и учителя начальных классов. Они показали, какое психологическое влияние может оказать процесс наставничества на его участников.

«Хочется поблагодарить всех за очень интересный, конструктивный диалог и за результат работы на всех площадках. Действительно много обратной связи, которая так важна, чтобы перестраивать и модернизировать организационную систему Программы. Очень хочется большинство идей внедрить и реализовать, но, к сожалению, что-то из них невозможно или сложно реализовать. Но то, что мы возьмем эти предложения и попробуем найти организационные и ресурсные возможности для того, чтобы их внедрить – это 100%!», – обратился к участникам Вадим Гринберг, начальник отдела реализации проектов в сфере социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» ФГБУ «Российский детско-юношеский центр».

Важной часть обсуждения стало включение в программу «Орлята России» детей 5-6 классов. Это школьники, которые пока не задействованы в Программе, однако они могут стать помощниками старшеклассников-наставников и делиться собственным опытом участия в «Орлятах России» с младшими товарищами.

«Мы понимаем, что для старшеклассника-наставника Программа является полем для личностного развития и профессионального становления. А сейчас в проект заходят и 5-6 классы. У нас был наставник – выпускник первого потока смены «Содружество Орлят России». То есть через два года он уже стал наставником Программы. Безусловно, он ещё совсем юный, но у него есть, что сказать ребятам, есть как помочь им быть в этой Программе», – сказала модератор дискуссии Лариса Сайфутдинова, начальник управления образовательных программ ВДЦ «Орлёнок», к. пед. н.

Панельная дискуссия завершилась яркой фразой, которую участники сочинили и произнесли хором: «В наших детях живёт наше дело! Значит, мы живы, действуем смело!»

После панельной дискуссии участники форума познакомились с успешными практиками работы со старшеклассниками-наставниками в рамках методической мастерской. Далее их ждёт ряд лекций и мастер-классов, после которых состоится официальная церемония закрытия II Всероссийского форума учителей Орлят России.
8
0