В ВДЦ «Орлёнок» обсудили роль программы «Орлята России» в системе воспитания детей и молодёжи
3 ноября 2024
В рамках II Всероссийского форума учителей Орлят России состоялась стратегическая сессия «Система воспитания – единство целей, содержания и практики».
Более 300 участников программы «Орлята России» включились в работу стратегической сессии «Система воспитания – единство целей, содержания и практики», которая состоялась в рамках ll Всероссийского форума учителей Орлят России.
Спикерами события выступили: Лариса Бебешко, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха; Людмила Спирина, заместитель директора ВДЦ «Орлёнок» по образовательной деятельности, управлению персоналом и связям с общественностью, кандидат педагогических наук; Виктория Новицкая, директор института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, кандидат педагогических наук; Наталья Кутищева, директор флагманской школы – МАОУ «СОШ №42» г. Перми. Модератором встречи стала Лариса Сайфутдинова, начальник управления образовательных программ ВДЦ «Орлёнок», кандидат педагогических наук.
«Формировать и воспитывать личность нужно с самого раннего возраста. И нельзя забывать о том, какое влияние мы – взрослые, оказываем на ребёнка своим воспитательным воздействием. И оно не заканчивается в рамках образовательной организации, оно идёт с ним всю жизнь. Поэтому от того, как мы с вами консолидируем усилия на уровне страны, региона, отдельно взятой образовательной организации, одной семьи, и будет зависеть будущее этого успешного человека», – прокомментировала Лариса Бебешко.
«Как воспитывать ребёнка сегодня, чтобы он был успешным завтра»? Этот вопрос стал центральной темой обсуждения на стратегической сессии. Каждый спикер высказал своё видение роли программы «Орлята России» в формировании жизненных ценностей и ориентиров младших школьников: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа и Познание.
«Мы должны сейчас учить ребёнка так, чтобы в будущем он сам учился быть успешным. И, конечно, чему мы должны учить? Самому ценному – качественному взаимодействию, не быть ленивым, быть благодарным, любить Родину, понимать и быть готовым отдать долг. Это для всех нас понятные ценности. Именно этому и надо учить детей», – отметила Людмила Спирина.
Ключевое понятие стратегической сессии – «единство». Программа «Орлята России» выступает тем звеном, которое объединяет педагогическое и родительское сообщества, детей и старшеклассников-наставников.
«Мы – те проводники, которые берём ребёнка за руку и вводим в мир социальных отношений. И от того, какие примеры он видит, как он взаимодействует с нами, от того, видим ли мы с вами ребёнка в его развитии и воспитательном процессе, зависит очень многое в его успешности. <…> Чтобы воспитать успешного ребёнка, нужно понимать свою ответственность перед ним и понимать, что ребёнок впитывает абсолютно всё – наши эмоции, переживания, волнения, деятельность и элементы поведения. От того, какую мы сейчас построим с вами единую российскую среду воспитательного пространства, будет зависеть как дети дальше пойдут во взрослую жизнь», – поделилась мнением Виктория Новицкая.
На данный момент программа «Орлята России» охватывает все уровни системы воспитания младших школьников. В этом году федеральный проект вышел на новый уровень – начал реализовываться в рамках учреждений дополнительного образования. Кроме того, уже разработаны методические рекомендации «Орлята-Дошколята» для детских садов и адаптированные материалы для коррекционных классов. Программа активно разворачивается в рамках пришкольных и летних лагерей «Содружество Орлят России».
«Очень много полезной и интересной информации, которую мы не знали. В частности, про работу флагманских школ и базовых вузов. Материал очень полезный! Особенность моей школы в том, что у нас есть дошкольные группы, основная и средняя школа. В данный момент мы начали внедрять программу «Орлята России» в дошкольные группы. Мы проводили акцию «Орлята-Дошколята», а сейчас я увидела, что есть и соответствующие методические рекомендации. У нас четыре дошкольные группы. Я думаю, что в самой старшей из них мы будем реализовывать эту программу», – рассказала Валентина Чайкина, участник проекта из города Николаевска, Волгоградская область.
За четыре года программы «Орлята России» к проекту присоединились одиннадцать базовых вузов. Также в каждом регионе Российской Федерации работают флагманские школы проекта. Так, на стратегической сессии Наталья Кутищева поделилась историей присоединения своей школы к Программе и мыслями о масштабировании «Орлят России» на территории Перми:
«Для меня «Орлята России» – это программа про «мы». Мы, как Школа, с того самого момента, как к нам приходит ребёнок, родитель, педагог, до такого самого момента, когда они уходят из школы. И неважно в каком возрасте ребёнка это происходит. И я поняла, что мы можем стать реальной флагманской школой, работать и распространять эти смыслы, когда мы внутри своей образовательной организации поменяем среду. Не только на уровне начальной школы. Для того, чтобы ребёнок развивался с пятого класса в том же ключе, как это было в начальной школе, я должна перестроить основную и старшую школу».
Участники форума также обсудили потенциал проекта «Орлята России» и её масштабировании в регионах страны. Среди обсуждаемых аспектов: активное включение в Программу родительского сообщества и формирование трека «Родитель»; создание «бесшовного» перехода детей из программы «Орлята России» в «Движение Первых»; выпуск нового методического материала – книги для семейного чтения «Невероятные приключения орлят из 4 «В» и фильма о сути проекта, снятого при участии школы №65 города Чебоксары.
«Форум организован на очень хорошем уровне. Сегодняшняя стратегическая сессия, на которой мы присутствовали, очень познавательная! Мы услышали много новых интересных идей по поводу реализации Программы у нас в республике. Она у нас реализуется с 2023 года. Что нового мы почерпнули для себя? Во-первых, методический материал. Мы попытаемся его приобрести и использовать в своей работе – книги, методички, и т.д. Во-вторых, вовлеченность детей. Я понимаю, что переход от «Орлята России» к «Движению Первых» – это тот момент, который мы должны правильно организовать. Потому что после четвёртого класса дети должны двигаться дальше. Этот момент я сегодня с увлечением слушала, мне было интересно, потому что я понимаю, что мне нужно у себя в школе делать то же самое», – поделилась впечатлениями Фатима Картуева, советник директора по воспитанию СОШ №15 г. Назрань, Республика Ингушетия.
На стратегической сессии были подняты вопросы, которые будут обсуждены в рамках работы секций и методических мастерских форума.
Спикерами события выступили: Лариса Бебешко, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха; Людмила Спирина, заместитель директора ВДЦ «Орлёнок» по образовательной деятельности, управлению персоналом и связям с общественностью, кандидат педагогических наук; Виктория Новицкая, директор института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, кандидат педагогических наук; Наталья Кутищева, директор флагманской школы – МАОУ «СОШ №42» г. Перми. Модератором встречи стала Лариса Сайфутдинова, начальник управления образовательных программ ВДЦ «Орлёнок», кандидат педагогических наук.
«Формировать и воспитывать личность нужно с самого раннего возраста. И нельзя забывать о том, какое влияние мы – взрослые, оказываем на ребёнка своим воспитательным воздействием. И оно не заканчивается в рамках образовательной организации, оно идёт с ним всю жизнь. Поэтому от того, как мы с вами консолидируем усилия на уровне страны, региона, отдельно взятой образовательной организации, одной семьи, и будет зависеть будущее этого успешного человека», – прокомментировала Лариса Бебешко.
«Как воспитывать ребёнка сегодня, чтобы он был успешным завтра»? Этот вопрос стал центральной темой обсуждения на стратегической сессии. Каждый спикер высказал своё видение роли программы «Орлята России» в формировании жизненных ценностей и ориентиров младших школьников: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа и Познание.
«Мы должны сейчас учить ребёнка так, чтобы в будущем он сам учился быть успешным. И, конечно, чему мы должны учить? Самому ценному – качественному взаимодействию, не быть ленивым, быть благодарным, любить Родину, понимать и быть готовым отдать долг. Это для всех нас понятные ценности. Именно этому и надо учить детей», – отметила Людмила Спирина.
Ключевое понятие стратегической сессии – «единство». Программа «Орлята России» выступает тем звеном, которое объединяет педагогическое и родительское сообщества, детей и старшеклассников-наставников.
«Мы – те проводники, которые берём ребёнка за руку и вводим в мир социальных отношений. И от того, какие примеры он видит, как он взаимодействует с нами, от того, видим ли мы с вами ребёнка в его развитии и воспитательном процессе, зависит очень многое в его успешности. <…> Чтобы воспитать успешного ребёнка, нужно понимать свою ответственность перед ним и понимать, что ребёнок впитывает абсолютно всё – наши эмоции, переживания, волнения, деятельность и элементы поведения. От того, какую мы сейчас построим с вами единую российскую среду воспитательного пространства, будет зависеть как дети дальше пойдут во взрослую жизнь», – поделилась мнением Виктория Новицкая.
На данный момент программа «Орлята России» охватывает все уровни системы воспитания младших школьников. В этом году федеральный проект вышел на новый уровень – начал реализовываться в рамках учреждений дополнительного образования. Кроме того, уже разработаны методические рекомендации «Орлята-Дошколята» для детских садов и адаптированные материалы для коррекционных классов. Программа активно разворачивается в рамках пришкольных и летних лагерей «Содружество Орлят России».
«Очень много полезной и интересной информации, которую мы не знали. В частности, про работу флагманских школ и базовых вузов. Материал очень полезный! Особенность моей школы в том, что у нас есть дошкольные группы, основная и средняя школа. В данный момент мы начали внедрять программу «Орлята России» в дошкольные группы. Мы проводили акцию «Орлята-Дошколята», а сейчас я увидела, что есть и соответствующие методические рекомендации. У нас четыре дошкольные группы. Я думаю, что в самой старшей из них мы будем реализовывать эту программу», – рассказала Валентина Чайкина, участник проекта из города Николаевска, Волгоградская область.
За четыре года программы «Орлята России» к проекту присоединились одиннадцать базовых вузов. Также в каждом регионе Российской Федерации работают флагманские школы проекта. Так, на стратегической сессии Наталья Кутищева поделилась историей присоединения своей школы к Программе и мыслями о масштабировании «Орлят России» на территории Перми:
«Для меня «Орлята России» – это программа про «мы». Мы, как Школа, с того самого момента, как к нам приходит ребёнок, родитель, педагог, до такого самого момента, когда они уходят из школы. И неважно в каком возрасте ребёнка это происходит. И я поняла, что мы можем стать реальной флагманской школой, работать и распространять эти смыслы, когда мы внутри своей образовательной организации поменяем среду. Не только на уровне начальной школы. Для того, чтобы ребёнок развивался с пятого класса в том же ключе, как это было в начальной школе, я должна перестроить основную и старшую школу».
Участники форума также обсудили потенциал проекта «Орлята России» и её масштабировании в регионах страны. Среди обсуждаемых аспектов: активное включение в Программу родительского сообщества и формирование трека «Родитель»; создание «бесшовного» перехода детей из программы «Орлята России» в «Движение Первых»; выпуск нового методического материала – книги для семейного чтения «Невероятные приключения орлят из 4 «В» и фильма о сути проекта, снятого при участии школы №65 города Чебоксары.
«Форум организован на очень хорошем уровне. Сегодняшняя стратегическая сессия, на которой мы присутствовали, очень познавательная! Мы услышали много новых интересных идей по поводу реализации Программы у нас в республике. Она у нас реализуется с 2023 года. Что нового мы почерпнули для себя? Во-первых, методический материал. Мы попытаемся его приобрести и использовать в своей работе – книги, методички, и т.д. Во-вторых, вовлеченность детей. Я понимаю, что переход от «Орлята России» к «Движению Первых» – это тот момент, который мы должны правильно организовать. Потому что после четвёртого класса дети должны двигаться дальше. Этот момент я сегодня с увлечением слушала, мне было интересно, потому что я понимаю, что мне нужно у себя в школе делать то же самое», – поделилась впечатлениями Фатима Картуева, советник директора по воспитанию СОШ №15 г. Назрань, Республика Ингушетия.
На стратегической сессии были подняты вопросы, которые будут обсуждены в рамках работы секций и методических мастерских форума.